До тех пор, пока люди не будут охотно делиться своими знаниями, творческий процесс будет оставаться проблемой.
Современные организации оценивают своих сотрудников не только по базовым знаниям в области менеджмента, маркетинга, экономики или управления персоналом, а по умению работать в команде, ставить цели и постоянно их корректировать, постоянно учиться и быстро перестраиваться в связи с изменяющимися требованиями. Тот, кто умеет быстро реагировать на потребности рынка, легко устанавливать контакты, вести переговоры и убеждать, осуществлять эффективные презентации и формировать имидж компании, при этом постоянно заботясь о мотивации сотрудников, может рассчитывать на сохранение лидерства в сфере профессиональных услуг.
По словам Эндрю Карнеги, «единственный незаменимый капитал организации – это знания и навыки ее сотрудников. Продуктивность этого капитала обусловлена тем, насколько эффективно сотрудники делятся своими познаниями c теми, кто способен найти этим познаниям практическое применение».
Поэтому сегодня все большую роль играют не конкретные знания специалистов, а их способность к обучению и адаптации имеющихся у них знаний к новым обстоятельствам. Вот почему будущее за теми компаниями, которые формируют корпоративную культуру и могут организовать хорошо продуманную систему обучения персонала, что включает в себя:
- убеждение персонала в необходимости перемен;
- осуществление прорыва в знаниях;
- последующий прорыв в мышлении;
Председатель и исполнительный директор Publics Group Морис Леви считает своим достижением создание такой атмосферы для сотрудников, которая поощряла людей к росту и развитию, к обучению и к тому, чтобы становиться лучше. Именно он, по оценке журнала Fortune, создал одну из десяти европейских компаний, в которой лучше всего работать. «Думаю, что лучший способ работы заключается в том, чтобы всегда быть неудовлетворенным, всегда требовать большего и никогда не останавливаться на достигнутом. Мы живем в изменяющемся мире. Мы должны иметь дело с клиентами, которые развиваются, и потребителями, которые тоже эволюционируют. Поэтому, если мы будем придерживаться наших прежних знаний и нашего старого образа работы, мы просто погибнем», - так описывает Морис свой стиль руководства.
А ваша организация обучающая? И имеет ли персонал возможность непрерывного обучения и управления знаниями? Способствует ли эмоциональный климат в вашей компании инновациям и развитию? И участвует ли коллектив в выработке и постановке целей? И кто может менять установленный порядок в вашей организации, если того требует ситуация?
В условиях современного рынка инновационный процесс должен быть непрерывным и двигателем инноваций служат знания, накопленные организациями. Наиболее ценные знания компании, как правило, неявные. Поскольку явные знания передавать легко, конкуренты могут с легкостью ими завладеть. Однако они не смогут столь же беззаботно добыть неявные знания сотрудников. Поэтому оргaнизация, способная накапливать неявные знания, получает эффективные преимущества в конкурентной борьбе. Способность накапливать и передавать неявные знания внутри организации считается одной из сложнейших задач управления знаниями.
Можно потратить полжизни на поиски чаши Грааля, а можно уже сегодня создавать собственный успешный бизнес, используя современные инструменты и достижения менеджмента.
Елена Зима